- Бронепоезда
Бронепоезда. В ходе обороны Петрограда в годы Гражданской войны широко использовались для огневой поддержки войск и решения самостоятельных задач в полосе железных дорог бронепоезда , изготовленные Петроградским, Путиловским и Обуховским, а также Ижорским (в 1919 построил 6 бронепоездов ) заводами, участвовали в подавлении мятежа Керенского Краснова, разгроме войск генерала Н. Н. Юденича. В мае 1919 в районе станций Волосово и Кикерино успешно действовал бронепоезд № 6 имени Ленина (командиры А. И. Шмай, комиссар И. И. Газа). В октябре бронепоезда имени Ленина и № 44 (командир В. М. Евдокимов, комиссар М. В. Богданов) участвовали в освобождении Павловска и Детского Села, в ноябре за Ямбург вели бои бронепоезда № 38 «Черноморец» (командир И. Н. Деменев, комиссар П. Т. Коньков), имени Ленина, №№ 43, 44, 60 и 67. В составе Береговой группы войск, ликвидировавшей мятеж на форту «Красная Горка», действовал бронепоезд № 2, построенный сормовскими рабочими. Путиловский бронепоезд № 2 «Победа или смерть» (командир А. Е. Зайцев) в составе сводного отряда петроградских рабочих, балтийских моряков и солдат был направлен на помощь революционной Москве в ноябре 1917, затем участвовал в боях за установление Советской власти на Украине. Петроградские бронепоезда принимали участие в боях на Северном фронте.
Развитие авиации и бронетанковых войск уменьшило значение бронепоездов . Тем не менее, ряд бронепоездов принял активное участие в Ленинградской битве 194144. В районе станции Мартышкино по войскам противника вели огонь бронепоезда Балтийского флота «Балтиец» и «За Родину» (на здании вокзала станции установлена в 1975 мемориальная доска). Эффективно действовали также бронепоезда «Ленинградский комсомолец», № 30 и др.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.